Афиша Великого Новгорода Спектакли

Жизель. Балет в 2-х действиях

Оценка: 0.00

Нет комментариев, добавить первый

ограничение0+

Успех парижской премьеры превзошел все ожидания. Печать переполнилась восторженными отзывами, причем отрицательные реплики практически отсутствовали. Точнее всех, пожалуй, выразился Жюль Жанен: "Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом".

Целый месяц Опера давала только один балет "Жизель": семь раз прошел он с неуклонно возрастающим успехом. К концу 1841 года состоялось 26 представлений.

Сам спектакль распространялся еще быстрей, чем молва о нем. Его развозили по странам и городам участники парижской премьеры. Вскоре к ним присоединились исполнители лондонского и петербургского спектаклей.

Именно в России "Жизель" нашла надежное пристанище, обрела новую жизнь, куда более могущественную, нежели прежде, художественную силу, сделавшую ее вершиной классического наследия. Премьера "Жизели" состоялась на сцене петербургского Большого театра 18 декабря 1842 года.

"Жизель" на русской сцене преодолела стиль Гранд-Опера - пышного, роскошного зрелища, изобилующего шествиями, конными выездами, шикарными дивертисментами, эффектными сценами. Русская "Жизель" приобретала относительно камерный характер. Мало-помалу в образе Жизели на первый план выступают новые черты - "жизнь сердца". Франко-русские разночтения в понимании заглавного образа сказываются на каждом шагу. Переосмысление содержания коснулось и вилис.

По мере того, как изменялось в России содержание "Жизели", нарастал его конфликт с парижской концовкой спектакля: герой ищет утешения в объятиях невесты. По сути дела, это не финал балета, а лишь послесловие в духе старинных повестей.

Рассказав об исчезновении Жизели-вилисы, автор вопрошал: "А что стало с героем?" - и отвечал: "Удалился, утешаемый Батильдой и оруженосцем". Тому же, кто прошел через перипетии русского спектакля "Жизели", возврата нет. Выхода Батильды уже не было.

Альберт может падать без чувств, метаться но сцене, тщетно взывая к исчезнувшей Жизели, удаляться с цветком в руках или рыдать на плече верного оруженосца, важно, что родился на русской сцене новый смысл финала. Придет ли Альберт снова к могиле или нет, с ним навсегда рядом будет образ его возлюбленной. Новая концовка очень органично вошла в сегодняшние постановки "Жизели". Попытки возвратить старую концовку закончились неудачей...

"Жизель" считается детищем трех балетмейстеров, оставаясь неприкосновенной. Она составляет одну из великих традиций русского балета, сделавших его единственным обладателем всех хореографических ценностей прошлого, растерянных театрами, некогда их создававшими.