Афиша Великого Новгорода Выставки и ярмарки

Возрождая утраченное

Оценка: 0.00

Нет комментариев, добавить первый

ограничение12+

Выставка посвящена работе художников-реставраторов, трудившихся над восстановлением живописного убранства Исаакиевского собора после Великой Отечественной войны. Представят ее новгородским коллегам сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

На выставке представлена часть коллекции ГМП «Исаакиевский собор», в которую входят около ста живописных схем грандиозных росписей собора, значимых для изучения истории реставрации монументальной живописи. Многие схемы выполнены в размере оригинала, что дает возможность увидеть вблизи фрагменты произведений, находящихся в соборе на большой высоте, и в полной мере оценить размах и грандиозность его живописного убранства. Посетители выставки могут также увидеть тщательно прорисованные кусочки смальты на живописных эталонах, созданных для восполнения утраченных фрагментов мозаик. Небольшой фрагмент выставки — зарисовки, выполненные Н.М. Синяковым, принимавшим участие в реставрации живописи Исаакиевского собора. На этих рисунках изображены портреты его коллег-реставраторов, а также нехитрый инвентарь, которым пользовались художники-реставраторы трудных послевоенных лет. 

Выполненные маслом по сухой штукатурке росписи Исаакиевского собора чрезвычайно чувствительны к перепадам температуры и влажности, и поэтому они значительно пострадали в годы войны. В холодные блокадные зимы стены и своды неотапливаемого собора промерзали насквозь, а при наступлении тепла медленно оттаивали. Поверх живописи проступала влага. Отсыревшая штукатурка под росписями отставала от кирпичной кладки, образуя пустоты, и грозила обрушением. Красочный слой вздувался и осыпался, лак мутнел и разлагался. 

После войны более половины картин аттика находились в аварийном состоянии, утраты некоторых составляли от 40 до 60 процентов площади живописи. Часть росписей из-за протечек была уничтожена полностью. 

Для спасения живописного убранство собора требовались безотлагательные меры. Реставрационные работы начались в 1947 году. В первую очередь осуществлялась консервация живописных произведений для предотвращения дальнейшего разрушения. В 1954 году под руководством Я.А. Казакова, автора основной методики реставрации монументальной живописи, началось восстановление живописи. Перед началом работ выполнялась фотофиксация состояния росписей. Кроме того, поскольку полихромная фотография того времени не могла обеспечить точную передачу цвета, для каждого произведения карандашом и акварелью создавались специальные реставрационные схемы с показанием состояния красочного и штукатурного слоев и детального плана работ. Для воссоздания утраченных фрагментов реставраторы выполняли живописные реставрационные схемы, позволившие с максимальной достоверностью восстановить авторский замысел. 

Создание живописных схем было необходимо по объективным причинам. Установленные в соборе реставрационные леса и недостаточное освещение в верхней части здания не позволяли составить представление об общем колорите росписей и препятствовали целостному восприятию живописного ансамбля и каждого отдельного произведения, тем более что размеры некоторых из них достигали 250 кв.м. Подобные схемы составлялись и для мозаичных произведений.