Афиша Великого Новгорода Выставки и ярмарки

Церковь св. Георгия в Старой Ладоге

Оценка: 0.00

Нет комментариев, добавить первый

ограничение0+

Выставка «Церковь св. Георгия в Старой Ладоге», предоставленная Староладожским музеем-заповедником рассказывает об истории строительства, архитектурных особенностях  и росписях одного из древнейших сохранившихся храмов России – церкви Святого Георгия, XII в.

На планшетах демонстрируются фотографии фресок храма, варианты реконструкции отдельных стен интерьера, планы, схемы, старые фотографии    (к. XIX – нач. XX вв.) и рисунки церкви.

Георгиевский храм построили по княжескому заказу вероятнее всего в честь победы новгородского князя Святополка в 1142 году над племенем емь, пытавшимся захватить новгородскую землю. 

Выдающееся место в истории культуры средневековья занимают фрески храма, исполненные слаженной византийско-русской артелью художников. Основной объем настенной росписи осыпался в середине XV века, когда «в лето 6953 (1445) … заложи архиепископ Еуфимий святого Георгия монастырь в городке в Ладоге и стену камену понови и церковь святого Георгия понови и подъписа идеже отпало и покры чешуею…».

В последующие века церковь пережила многие ремонты, переделки кровли порталов и полов, правки и побелки фресок. Реставрация по восстановлению первоначального облика храма, по расчистке и укреплению сохранившихся древних фресок проводилась в несколько этапов на протяжении ХХ века. На стенах уцелело около 150 квадратных метров первоначальной росписи. Этот объем дополняют фрагменты фресок, собранные при раскопках и составляющие около 50 квадратных метров. Фрагменты значительно пополняют накопленные знания о художественных особенностях росписи, о программе живописного убранства интерьера храма. Обломки фресок с рисунком ликов, одежды, сопроводительных надписей, сюжетных и орнаментальных композиций подводят исследователей к решению вопросов о времени создания храма, о составе живописной артели. При условии сбора всей руинированной стенописи во фрагментах открывается уникальная возможность воссоздания, казалось бы, утраченного навек бесценного памятника монументальной живописи Древней Руси.