Афиша Великого Новгорода Выставки и ярмарки

Объяснение в любви. К юбилею Ларисы Новиковой. Живопись. Театральная графика

Оценка: 0.00

Нет комментариев, добавить первый

ограничение6+

Выставочный зал Никольского собора:

Выставка работает до 13 сентября с 10:00 до 18:00.
Выходные – понедельник, вторник. Санитарный день – последняя пятница месяца.

На выставке, открытой в юбилейный год художника, представлено 50 произведений, которые охватывают все основные периоды творчества мастера с 1959 по 1990 годы. Основная группа – это живопись: этюды и завершенные картины. Театральных работ – 12, они позволяют увидеть, насколько ярким и самобытным сценографом была Лариса Новикова. Название выставки «Объяснение в любви» имеет двойной смысл.

Л.П. Новикова своими картинами, полными глубокого чувства, говорит о своей любви к  жизни, к искусству, к зрителям. Вместе с тем – выставка, которая открылась через 22 года после ухода Ларисы Петровны из жизни, – это и зрительское признание в любви художнику за чистоту и открытость души, за щедрость, с которой она делится со зрителями верой, надеждой, любовью  и красотой. 

Лариса Петровна Новикова (1930-1998) – заслуженный художник РФ. Она входила в первый состав Новгородской организации Союза художников РСФСР. Ее театральные работы, карандашная графика, а затем и живопись были неотъемлемой частью всех областных, региональных и республиканских выставок в 1980 – 1990-е годы. Лирическое дарование художника, искренность и глубина чувства, которые проявлялись в портретах, натюрмортах, пейзажах, привлекали зрителей, делали встречу с ее искусством радостной и запоминающейся. Даже в последние годы жизни, будучи тяжело больной, Лариса Петровна создавала светлые работы. Ее картины находятся в музейных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Томска, Петрозаводска, Тюмени, Омска, Архангельска; в частных коллекциях Англии, Австрии, Норвегии, России, США, Шотландии, Швейцарии, Японии.

Лариса Петровна Новикова родилась и выросла в тверской деревне. Как личность она сформировалась в нелегкие послевоенные годы. Поставив перед собой цель – стать художником, она последовательно шла к ней, преодолевая все трудности: сначала ремесленное училище, затем Ленинградское художественно-педагогическое училище и, наконец, – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Здесь она получила специальность «художник театра», которая привела ее в Новгородский областной театр драмы. С 1959 года Новгород стал ее второй родиной. Здесь она нашла себя и в профессии сценографа, и в станковой живописи, получив признание как тонкий колорист, умеющий передать состояние человека и окружающей его природы. Уже первые самостоятельные постановки Л.П. Новиковой оказались очень яркими и запоминающимися. В них было и проникновение в стилистику пьесы, и ощущение времени, и собственное творческое видение темы и образов. Она стремилась сделать эскизы декораций и костюмов не просто годными для работы режиссера, бутафора, костюмера, но и убедительными в подаче общей идеи спектакля. 

В середине 1970-х годов Л.П. Новикова уходит из театра, полностью посвящая себя станковой живописи. Однако в декоративной манере ее работ 1960-х - 1970-х годов угадывается несомненное влияние театра. Позднее художник меняет свой стиль: она обращается к тональной живописи, для нее становятся характерны более тонкие и сдержанные цветовые отношения. 

Живописное наследие Л.П. Новиковой очень разнообразно. Ее увлекали разные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет. Она создавала живые этюды, отличавшиеся свежестью восприятия натуры, написанные на одном дыхании, легко и непосредственно. Но этюд был для нее лишь началом, исходной точкой, из которой должна была появиться картина. Стремление к законченности - одна из главных черт мастера. Случалось, что окончательный вариант утрачивал что-то очень важное, но чаще появлялось произведение глубокое, в котором лирическая интонация, сиюминутность ощущения сменялась философскими размышлениями о вечности красоты, а образ природы усложнялся.