Афиша Великого Новгорода Выставки и ярмарки

Альбом. Виды новгородских церквей

Оценка: 0.00

Нет комментариев, добавить первый

ограничение0+

Здание Присутственных мест:

Открытие выставки 22 ноября в 16:00.
С 23 ноября по 27 января 2020 г. понедельник-воскресенье: с 10:00 до 18:00 (выходной – вторник, санитарный день – последний четверг)

Из собрания Российской государственной библиотеки. На монографической выставке впервые экспонируется альбом середины XIX в., в состав которого включены 73 листа с изображениями древних памятников  новгородского зодчества и живописи, выполненных в технике акварели. Все листы альбома с фотографической точностью запечатлели ставшие уже историческими «виды» новгородских памятников, облик которых к настоящему времени полностью утрачен или в значительной степени изменен в ходе последующих перестроек и реставрационных работ. Увековеченная в этих изображениях ценнейшая информация значительно обогащает наши представления по истории искусства Древнего Новгорода.

Листы альбома снабжены сквозной нумерацией и расположены по тематическому принципу: «I. Церкви в Новгородском кремле», «II. Церкви в Новгороде на Софийской стороне», «III. Церкви в Новгороде на Торговой стороне», «IV. Церкви в окрестностях Новгорода», «V. Иконы и стенная иконопись некоторых новгородских церквей». К каждому разделу, за исключением IV, приложены рукописные аннотации. 

Первую группу образуют виды пяти кремлевских памятников, вторую – изображения одиннадцати сооружений Софийской стороны, в том числе, не дошедшего до наших дней храма Святого Лазаря. Примечательно, что в этой группе только церковь Святых Апостолов Петра и Павла в Кожевниках представлена на двух листах с разных точек зрения. В третьем разделе размещены виды шестнадцати построек Торговой стороны, среди которых выделена церковь Рождества Богородицы на Молоткове, изображенная дважды. В четвертую группу объединены девятнадцать листов с видами памятников в окрестностях города, в том числе, единственная панорама, сохранившая облик утраченного в годы Великой Отечественной войны архитектурного комплекса Кириллова монастыря. В последний раздел включены двадцать изображений композиций настенных росписей, многие из которых также были разрушены в годы войны, и некоторых других элементов убранства храмов. 

В 2018 г. отдельные листы альбома «Виды новгородских церквей» экспонировались на выставке «Император Александр II. Воспитание просвещением» в Российской государственной библиотеке и были опубликованы в ее каталоге Вл.В. Седовым. Исследователь датировал новгородский альбом началом 1860-х гг. и предположил, что его автором являлся московский художник Дмитрий Михайлович Струков (1828-1899), а создание альбома было приурочено к празднованию тысячелетия России в 1862 г., которое было отмечено открытием в Новгороде памятника Тысячелетию России, где присутствовал император Александр II с семьей и свитой. Вл.В. Седов обратил также внимание на сходство структуры и последовательности расположения памятников в альбоме и в книге архимандрита Макария «Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», вышедшей в 1860 г. и имевшей посвящение: «В память Тысячелетия России». По мнению исследователя, «альбом мог быть задуман как подносное собрание, служившее своеобразным комплектом иллюстраций к книге архимандрита Макария». 

Знаменательно, что местом первого экспонирования альбома «Виды новгородских церквей» стал Новгородский музей-заповедник, который известен не только уникальными коллекциями произведений древнерусского искусства, но и целым рядом выдающихся памятников архитектуры и монументальной живописи. Многие из них, но в ином, ставшем уже историей облике, можно увидеть на развернутой в музее представительной экспозиции, являющейся своеобразной панорамой памятников  искусства Древнего Новгорода. «Виды новгородских церквей» располагаются в соответствии со структурой альбома и сопровождаются этикетками, которые воспроизводят аннотации, содержащиеся в рукописных описях и отражающие уровень знаний и представлений о памятниках искусства Древнего Новгорода в середине XIX в.